Композитор София Губайдулина (род. 1931) стала одним из символов российской культуры ХХ века. Её музыкальный язык ярок, современен и понятен каждому, даже неискушенному слушателю. «Я пишу для идеального собеседника, для единоверца, думаю, что это тоже необходимо. Я понимаю, что в культуре должны существовать разные слои, удовлетворяющие духовные потребности широких масс, средних масс… Но существует еще и задача сделать что-то для узкого круга. Этот круг не закрыт ни для кого» — рассказала она в интервью главному редактору «Музыкального обозрения» Андрею Устинову.
Обратившись к баяну — инструменту, находящемуся вне европейской академической традиции, София Губайдулина преобразует его до неузнаваемости. Баян, обычно используемый в народной музыке, в интерпретации композитора становится потенциальным носителем духовных идей.
Первое произведение для баяна соло в творчестве Софии Губайдулиной — одночастная пьеса «De profundis» (1978). Она стала началом творческого союза композитора и выдающегося музыканта, баяниста, народного артиста России Фридриха Липса. Реформировав технику игры на баяне, Липс расширил шкалу экспрессии вплоть до извлечения натуралистических интонаций — стона, вздоха, дыхания. Баян стал словно живым человеком, живым существом. Применяя новые приёмы звукоизвлечения, музыкант сделал исполнительскую редакцию сочинения, в которой оно было опубликовано. В «De profundis» впервые в отечественной баянной литературе Липс использовал прием глиссандо, приобщив баян к возможностям музыки второй половины XX века. Пьеса «De profundis», несмотря на ее латинское название, связана с общехристианским псалмом «Песнь восхождения». Тема его — общечеловеческая. Это — не сюжет или программа пьесы Губайдулиной, но отражение высокого духовного смысла. Хоральное звучание баяна создает образ страдающего человека, его надежду и упование.
В 1979 году София Губайдулина написала пьесу «In croce», первоначально предназначенную для виолончели и органа. Через 12 лет вместо величественного католического инструмента в ней зазвучал баян. Сочинение посвящено российскому виолончелисту, народному артисту России Владимиру Тонха, о котором Губайдулина говорила: «это музыкант, который всё своё нутро, всю свою душу передает через звук. Такую силу самоотдачи и любви к звуку, такое музицирование я воспринимаю как религиозный акт. Как общение с Богом». София Асгатовна считает тему Креста одной из главных в своем творчестве: «Для меня основным символом является фигура креста. Вот как раз это и вертикаль, и горизонталь, на которых основывается вся сущность человеческая, вся экзистенция. Горизонталь — это то, что мы имеем причинно-следственное существование, такой плоскостный путь. А человечество должно обязательно взлетать!»
В 1985 году Фридрих Липс обратился к Софии Губайдулиной с просьбой написать сонату для баяна. Вот как Фридрих Робертович вспоминал об этом в своей книге «Кажется, это было вчера»: «Она сразу откликнулась и приехала ко мне домой, чтобы еще основательнее ознакомиться с возможностями инструмента. Ее пытливости не было предела. В каждом новом сочинении она хотела использовать какую-то новую грань баяна, новый прием, желательно ранее никем не использованный. Первый вариант Сонаты в 5-ти частях с названием „Et exspecto“ („В ожидании второго пришествия Иисуса Христа“) я получил через несколько месяцев. Все, как и обговаривали: IV часть — скорбный марш, длинная цепь аккордовых построений, напоминающих древнегреческие колонны (мерная поступь вызывает ассоциации с шествием на Голгофу). Финал — легкий ветер, зимняя поземка… Вся II часть построена на пятидольном рикошете. Когда Соната была выучена наизусть, я пригласил Софию Асгатовну в институт ко мне в класс, где и сыграл впервые для автора это сочинение. После игры… мы с ней просто стали беседовать на разные темы. Общаться с Губайдулиной было очень интересно. У нее всегда свой взгляд на, казалось бы, известные вещи». Премьера Сонаты «Et exspecto», с большим успехом состоялась в Концертном зале института им. Гнесиных в сольном концерте Ф. Липса, которому она и была посвящена.
В финале концерта прозвучит «Silenzio» («Молчание»), пять пьес для баяна, скрипки и виолончели (1991). Непривычное название музыкального произведения объясняет сама София Губайдулина: «Сочинение посвящено замечательной исполнительнице на баяне, большому мастеру, художнику, человеку блестящей эрудиции и высокой нравственной позиции — Эльсбет Мозер. Человек, который обладает в своем слышании мира тончайшим чувствительным аппаратом, и для которого существует многообразие оттенков и смыслов там, где для других их не существует. Композиция называется „Тишина“, потому что большая часть музыки исполняется pianissimo. Но, конечно, я не ставила себе задачу изобразить тишину или создать впечатление тишины. Для меня — это та почва, на которой нечто рождается».