Единственная совместная работа трех великих деятелей искусства 1920-х годов — Всеволода Мейерхольда, Дмитрия Шостаковича и Владимира Маяковского — это спектакль по пьесе «Клоп», написанной в жанре «феерической комедии».
Музыку к пьесе великий режиссер сначала хотел заказать Сергею Прокофьеву, но тот отказался, так как был занят сочинением нового балета для Сергея Дягилева. Тогда Мейерхольд обратился молодому Дмитрию Шостаковичу, который уже работал в его театре «начем музчасти».
Первая встреча с Маяковским произвела на композитора странное впечатление. Поэт спросил: «Вы любите пожарные оркестры?» и далее объяснил, что характер их музыки будет наиболее точно соответствовать первой части комедии, вторая же часть должна быть «простой, как мычание».
Премьера пьесы состоялась в феврале 1929 года. Она стала ярким театральным событием и до конца сезона ставилась почти ежедневно. Общее число представлений на протяжении 3 сезонов превысило 150!
Творческий дуэт Дмитрия Шостаковича и режиссера Григория Козинцева (1905−1973) подарил миру множество фильмов и спектаклей. Среди них знаменитый «Гамлет», «Пирогов», «Белинский», «Одна» и другие. Композитор и режиссер начали работать еще в 1929 году над фильмом «Новый Вавилон» — первой в истории российского кинематографа картиной, к которой специально было сочинено музыкальное сопровождение. В марте 1941 года в Большом драматическом театре имени Горького в Ленинграде состоялась постановка спектакля Козинцева «Король Лир». В ней был отчетливо виден «мрак и ужас трагедии» государственного строя, который, как писал литературовед Наум Берковский, поощрял в людях самое низменное и карал за благородные поступки. На сцене стояли виселицы, что рождало ассоциации с советскими реалиями.
Через 30 лет после премьеры постановки Козинцев снял одноименный фильм, для которого частично была заимствована музыка из спектакля 1941 года. Над разработкой музыкального сопровождения вновь работал Шостакович. Одним из его принципов в работе над фильмом была самостоятельность музыкального произведения в кадре: оно не должно было следовать за событиями на экране, как это принято у таперов.
«…Музыка должна сочиняться вразрез с внешним действием, открывая внутренний смысл происходящего», — писал композитор.