1. Sanza Tempo. Moderato
2. Allegretto
3. Lento
4. Lento. Allegro
Прошло два века, и в 1974 году в Горьком музыканты выбегали на сцену по одному и группами, присоединяясь к общему звучанию оркестра. Это была премьера Симфонии № 1 А.Г. Шнитке (1934−1998) в исполнении оркестра Горьковской филармонии под управлением Геннадия Рождественского, которому композитор её посвятил. Симфония написана в 1972 году и определена автором как «симфония-антисимфония». Диссонансы и почти классическое скерцо, джазовая импровизация и цитаты гениальных композиторов, киномузыка Шнитке и архаика колокольного звона вместились в первый симфонический опыт композитора. И снова началась бурная полемика о низвержении и сохранении традиций от неприятия до восхищения. Вот как вспоминает об этом событии Геннадий Рождественский: «…первую симфонию… я сыграл в городе Горьком (ныне — Нижнем Новгороде), поскольку руководители филармоний Москвы и Ленинграда тогда отказались это сделать. Вот поехали мы в Горький, где с местным оркестром сыграли эту симфонию. Там был ажиотаж совершенно невероятный… Туда люди приезжали из Москвы на автомобилях на репетиции и на концерты. А когда состоялось исполнение, появились две рецензии. Одна — панегирическая, вторая — ругательная. Одна — что перед нами гений, другая — что его посадить бы не мешало».
Надо сказать, что, не смотря на нашумевшую премьеру, имя Альфреда Шнитке редко появлялось в афишах и анонсах. А его Первая симфония была сыграна в Москве только в 1986 году. Кстати, в ней музыканты тоже уходят по музыку «Прощальной» Гайдна, но непременно возвращаются… «Многое изменилось за эти годы. Музыка Шнитке обрела всемирную известность, исполнения его сочинений собирают огромную аудиторию… В музыке Шнитке мы услышали свой голос, голос нашего времени, голос жизни, доставшейся на нашу долю — трагической и прекрасной, пошло-обыденной и высокой…», — считает российский музыковед и историк музыки Светлана Савенко.